суббота, 23 марта 2013 г.

спать!

Есть у меня такое состояние, когда нервы не выдерживают. Тогда любой разговор, взаимодействия, любые размышления, все, что угодно, делают только хуже. Дальше речь о путях выхода.

В этот момент надо ложиться спать. Я отдельно обговорю, это не распространенное "в любой непонятной ситуации ложись спать". Это совершенно конкретная ситуация - шаг до истерики - надо спать.

В некоторый момент жизни, лет 10 назад, я поняла, что это так. И дальше всех, кто оказывался достаточно близко, чтобы вдруг оказаться рядом в подобной ситуации, я честно предупреждала: такое бывает, надо не утешать, надо не выяснять, что случилось, надо безапелляционно отправить меня спать, и никакие другие темы не поддерживать.

Что происходит, если спать меня не отправить: продолжается диалог (иногда внутренний), очень быстро скатывающийся в истерику. Это состояние само себя поддерживает и усугубляет, съедая весь ресурс, до которого дотягивается. В общем, до этого лучше не доходить. Затратно и ничего не дает.
 
В некоторый момент я научилась осознавать это состояние и отправлять себя спать самостоятельно. Этой ночью я столкнулась с тем, что такой путь выхода из ситуации есть не всегда. Попросту Тигр в полночь проснулся, а заснул только в 4:20. В 2 пришло это состояние, включилось самосожаление ("я хотела уснуть до полуночи") и много других разных гадостей. В 2 я отправила себя спать, но Тигр спать не хотел и мне позволить спать не собирался. Вдобавок, срываться нельзя, ну просто потому что срываться на Тигра нельзя.

Сначала я попыталась стабилизироваться на каком-то спокойном моменте из прошлого. Погрузиться в него и сделать вид, что я там, а не тут. До травмы колена я мысленно делала сальто. Ощущение, что я это могу, вырывало из любой истерики. После травмы колена в сальто я не верю. (Надо будет залечить колено и научиться снова). Однако момент вселенского спокойствия был найден в другом кусочке прошлого. Помогло, но не надолго.

Дальше все скатилось в исчерпание ресурса. "В жизни, стоящей вверх дном, попытайся добраться до дна" или же "Лучший выход - всегда насквозь". Выплакаться, устать, уснуть.

Тигра в итоге укладывал Витя. И сейчас я думаю, что в 2 надо было не решать, как не скатиться в истерику, с тем, чтоб потом все же скатиться, а вместо этого разбудить Витю и сказать "я сейчас могу только спать". Получилось бы лучше. Возможно, быстрее.

Отдельно еще две мысли:
1. Работая ночами я обычно, отправляясь спать, уже чувствую, что всех ненавижу. Это чувство - признак, что спать пора. Так вот, не надо, видимо, каждый вечер через это проходить, это поедает ресурсы. Лучше что-то не сделать.

2. Это немного о другом и взято у Александра Шуйского: "В моей субъективной картине мира (например) давно весна и теплый ветер, объективная реальность такова, что сегодня шел снег. Все, что мне нужно сделать, это не пытаться эмоциями моей субъективной реальности подавить эмоции реальности объективной. Вообще никогда не допускать противоречия между этими двумя сферами - они несравнимы. И питают их совершенно разные источники."
Но эта мысль очень мне сейчас важна. Как и весь пост, из которого цитата.

4 комментария:

  1. Если я хочу плакать и рассказывать, что меня никто не любит - надо идти спать. Но вдруг это случилось посредь урока. Не разревелась, но было адски плохо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Понимаю. Знаешь, я наверно даже считаю, что отсутствие возможности посреди урока выйти и пойти спать - несовершенство нашей системы образования.

      Удалить
  2. Когда мне грустно и плохо, я просто обнимаю жену, прижимаю ее к себе покрепче, и сразу все проходит

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У меня есть два ответа тебе. Один глубокий - его я здесь не напишу. Другой поверхностный: я не утверждаю, что это состояние бывает у всех, я пишу о том, что оно бывает у меня. Ты, видимо, пресекаешь его раньше, что замечательно.

      Удалить